tjorn (tjorn) wrote,
tjorn
tjorn

Так когда же у нас Самайн?! :-)

Вот и снова на календаре – конец октября, а с ним – очередной раунд обсуждений на тему «И когда же у нас – Самайн?!».:-)

Прежде всего, хочу оговорить: далее я буду употреблять именно это название грядущего календарного праздника «перехода от Лета к Зиме». В исповедуемой лично мной традиции Трота (Асатру) этот праздник называется Ветрнэтр (Veturnætur, Vetrnaеtr) сиречь Зимние Ночи, и представляет собой, как и Йольтайд, не один конкретный день, но период. Однако, в любом случае, этот период нужно же от чего-то отмерять. Так что вопрос «календарной определённости» никуда не исчезает.
Заодно, на животрепещущем примере, рассмотрим три принципиально различных варианта «как вообще можно определять дату праздника».

[Дальше - немного убойной смеси занудства и волюнтаризма. :-)]Вариант номер «раз».
Он же, на мой личный взгляд – «не про то». :-) Но именно он очень популярен в современной практике «популярного неоязычества». Это подход по принципу: «Самайн празднуется в ночь с 31 октября на 1 ноября, потому, что он всегда так праздновался, только раньше это называлось Самайн, а теперь – Хэллоуин».
Начнём с пустяка: Хэллоуин – это не Самайн.
Хэллоуин – это то, что получилось в результате долгой борьбы христианской церкви с «языческими рудиментами в массах». История распространения христианства, кроме прочего – история постоянной борьбы с языческими верованиями и традициями новообращаемых народов. Которые церковь, может, и желала бы упразднить на корню и забыть, как их и не было, но на практике как-то не особо получалось.
Что-то из «языческого наследия» христианству удалось «интегрировать» в себя более-менее полно, например Остару (в связи с чем в современном английском и немецком Пасха прямо так и называется, Easter/Ostern, не взирая на аутентичное библейское название Pascha/Pesaḥ) или Зимнее Солнцестояние как День Рождения Бога (как остроумно подметил устами героини своей книги «Американские боги» Нил Гейман, «а у бедного малыша Митры вообще украли день рождения»).
Что-то удалось частично вытеснить и заместить, как августовские Спасы (привет Светлому Лугу и Ко), Рождество Богородицы (21 сентября по «первоначальному» юлианскому календарю, если кто – не в курсе) или Рождество Иоанна Предтечи (куда более известное большинству читателей этого опуса, как Иван Купала, и, «вот – внезапно!», относящееся к «великим праздникам» только в православной ветви христианства).
Но некоторые «языческие рудименты» оказались, в силу своей естественной специфики, совсем «немонтируемые» в даже неканоническо-апокрифические версии христианского церковного календаря и богословия. "Нам бы понедельники взять и отменить!", однако «идеология – идеологией, а физиология – физиологией», и далеко не всегда «немонтируемое» удавалось как следует «запретить и упразднить». Оставалось последнее средство: полностью изменить «начинку» самой даты, а смыслы, присущие ей в языческих традициях, десакрализовать, низведя их до уровня «фольклорных гуляний». Которые, после такого низведения, можно было уже и не запрещать, ведь теперь речь шла не о сакральных событиях, а о «пьянке с танцами и фейерверком». В православной ветви ярким примером такого фокуса является Масленица, а в католической – Хэллоуин.
Так что соотносить даты этих «условно-дозволенных фольклорных фестивалей» с датами реальных сакральных событий языческого годового цикла – не самая разумная идея. Примерно, как варить компот из восковых «яблок» для учебных натюрмортов.:-)
Хотя, конечно, поскольку «где-то там глубоко в основании» есть эти самые сакральные события, минимальное календарное соответствие «плюс-минус километр» присутствует. Но при этом нужно помнить, что:

  1. Христианский календарь уже пережил одну смену стиля, с юлианского на грегорианский, что привело к разночтениям в датах даже в рамках самого этого календаря у разных ветвей христианства.

  2. Те календарные даты, которые присваивались первоначально, по ещё юлианскому исчислению, христианской церковью тем или иным «перелицовываемым» праздникам, присваивались им не из соображений аутентичной точности относительно их первоначального места в языческом сакральном календаре, а исходя из соображений «монтируемости» в христианский церковный календарь. То есть, если где-то когда-то церковь хотела «вместить в себя» празднество, приходившееся «у язычников», условно говоря, на 5 число месяца, но в уже имевшемся церковном календаре 5 число было уже занято каким-то иным чтимым событием, дата «новообращаемого» праздника без вопросов «переезжала» на более подходящее, скажем, 10 число того же месяца.

  3. И, наконец, самое главное: юлианский и григорианский календари – это календари, как явствует из самого слова, римского образца. Это – так сказать, математические структуры, не совпадающие полностью даже с реальным астрономическим солярным годом (отсюда такая смешная штука, как 29 февраля), не говоря уже о лунных месяцах, которыми имели обыкновение пользоваться языческие варвары по всей Европе (и не только там, но мы сейчас – о делах европейской истории).

Надеюсь, на вопрос, почему вариант номер «раз», при всём бытовом «удобстве» не выдерживает претензий на «аутентичность» и «традиционность», я ответила.

Переходим к варианту номер «два».
Который, как – по мне, уже ближе к делу. Поскольку предполагает высчитывание даты праздника от некоего события естественного природного цикла. Например, в случае с Самайном – от первого снега (первого заморозка с выпадением инея и замерзанием воды). Отсчёт может идти как в некоем числе «условно-математических» дней, так и в периодах лунного месяца. Например, «первое полнолуние после первого снега». Звучит уже лучше, поскольку предполагает участие в расчётах переменных, определённо бытовавших, в отличие от григорианского календаря, в голове мудрых языческих предков.
Но тут возникает одна незадача: эти самые предки обитали на изрядно большой территории с весьма разными климатическими условиями. Отсюда – очевидное наличие большого разброса в «отсчётном событии», как между разными регионами, так и между разными годами в одном регионе. Разумеется, мы вполне можем предположить, что мудрые языческие предки годовое колесо празднеств делили на «фиксированные» солярные даты (Солнцестояния и Равноденствия) и «плавающие» промежуточные даты. И это вполне логично объясняет тот факт, что исторические скандинавские Зимние Ночи наступали на 7-10 дней раньше кельтского Самайна. «Север, мэм!». ;-)
Но, во-первых, это будет предположение, которое, насколько мне известно, не более обосновано источниками, чем предположение, из которого исходит вариант номер «три». А, во-вторых, такое исчисление имеет смысл для современного язычника в том случае, если для него «отсчётные события» типа первого снега имеют такой же жизнеопределяющий смысл, как и для жителя дохристианской Европы. И тут уж - личный выбор участника соревнования, да. :-)

Вариант номер «три». Исчисление дат промежуточных праздников от дат «фиксированных» солярных событий. По принципу колеса буквально, в смысле «колесо есть окружность, равномерно поделенная на сектора спицами». Именно так, равномерно, на 4 почти равные части, делят солярный год два Солнцестояния и два Равноденствия. Которые (и мы это точно знаем, спасибо исторической науке) мудрые языческие предки наблюдали, фиксировали, накапливали статистику и, как следствие, могли «предсказывать» плюс-минус сутки.
Из чего вполне логично предположить, что и промежуточные даты они могли исчислять, деля промежуток между «ограничивающими» солярными событиями пополам. Или, как вариант, отсчитывая от уже свершившегося события (например, Осеннего Равноденствия) некое, опытным путём выявленное, число дней лунного месяца. Во втором случае дата будет, конечно, более плавающей от года к году, нежели в первом, но этот разброс уже ни в какое сравнение не идёт с «кучностью попадания» при расчёте «от первого снега» (для справки, в 2002 году в Санкт-Петербурге он выпал 3 октября).

Лично я для себя давно решила, что, поскольку я не живу натуральным хозяйством, и мои жизненные циклы, таким образом, не завязаны напрямую на сроки жатвы или перегона скота с летних пастбищ в зимний хлев, для меня наиболее естественно и логично будет руководствоваться в расчётах промежуточных дат (Дисаблот, Вальбург плюс Майский День, Фрейфакси и Ветрнэтр) именно принципом «спиц Колеса».
По этой причине лично у меня Самайн-как-дата будет иметь место в 2016 году в ночь с 5 на 6 ноября. А Ветрнэтр-как-период начнётся в ночь с 31 октября (поскольку разные источники и версии их толкования дают длительность этого периода от 2 недель до 2 дней, так что я и тут решила держаться «золотой середины»). А фаза Луны, пришедшаяся в этом году на ночь с 5 на 6 ноября, добавит, так сказать, специфического колорита. На сей раз у нас будет Ветрнэтр на растущей Луне, а Самайн – в 7 лунный день. Весьма, кстати, подходящий момент для пророчеств, медитаций, молитв, «восприятия сигналов от Вселенной» и разного рода «магии слова».


Так или иначе - всем весёлого хорошего удачного праздника! :-)

Весёлого Хеллоуина

А тем, кому интересно, при чём тут Бесхвостая Чёрная Свинья - читать новый номер журнала Ведьмин Котёл! ;-))))
Tags: анекдоты про сектаторов, асатру, зверьё, история, мифология, полезные ссылки, пресса, традиция, я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments