tjorn (tjorn) wrote,
tjorn
tjorn

Отличный пример того, как смотреть "Шерлок", чтобы всё было "рассказано". :-) дубль 2

Огромное спасибо автору, она выложила текст в ЖЖ специально для тех, кому не показывают на diary.ru.

Если кому-то этот текст понравился, найдите, пожалуйста, три минуты, сходите в исходный пост и скажите об этом alientali, думаю, ей будет очень приятно.

Орешки?:-)

Оригинал взят у alientali в "The Lying Detective" / Я с тобой. Теория и практика визуального подтекста.

Немного простой теории и подробный иллюстрированный разбор двух ключевых моментов S4E2 с точки зрения их визуального содержания. Результат перевода одного из них с визуального на человеческий оказывается прямо противоположным происходящему на экране.

Disclaimer: использование слова "любовь" и производных не намекает ни на что и не подразумевает ничего, кроме видимого на экране. Учитывая, что страшное слово многократно используется в экранных диалогах, мы его тоже избегать не станем.


[Ну ладно, давайте.]



Теория.




Эффективное кино говорит со зрителем, даже ничего не говоря. Помимо сознательно считываемой и, следовательно, процеживаемой через фильтр критического мышления информации, там - уровни и уровни внеязыкового, которое загружается Моффатом внутрь напрямую, мимо логики, мимо (пред)убеждений, мимо любого нашего знания о мире и самих себе. А иногда - в прямое противоречие очевидному.

Язык - вторая сигнальная система. Слово - сигнал о сигнале. В отсутствие же слова от сигнала нас не отгораживает ничего. Воспринятое всплывает на осознанную поверхность в виде чувств, ощущений, интуитивного знания. Они, в свою очередь, проявляются, как фотоплёнка, во второй сигнальной. Позже.

Принципы человеческого восприятия известны, посему универсальные визуальные коды достаточно хорошо формализуются. Экран с его чёткими границами, контрастностью, цветностью и временным измерением - идеальное место приложения этого не-языка.

В общем, хорошо бы знать, что именно нам сказали-то :).

Вот кратко - кое-что из нашей бессловесной азбуки. Сейчас вам покажется, что всё это - детсадовские правды, до смешного очевидные вещи, но - см. выше. Воспринимаются они без участия второй сигнальной системы - и этим у неё выигрывают. Вслепую.

1. Линия времени. Для подавляющего большинства людей время движется линейно, от левого края поля зрения к правому. Кроме того, любое движение слева направо автоматически считывается как положительный/продуктивный процесс. Обратное движение имеет, соответственно, противоположные коннотации. Почему? Потому что - упростим - надежда на happy end лучшее безусловно необходима для выживания нас любимых как биологического вида.



Прекрасно, блин.




2. Вертикаль. Воздух/земля. Чем ближе визуальная единица к земле, тем она устойчивее и стабильнее. То, что в воздухе, так и норовит улететь или упасть.



Шерлоков прыжок с крыши - его коагуляция из чистого эфира, первая настоящая привязка к "земной" реальности и людям в ней.


3. Совсем уж очевидное... Противоречие/согласие, оно же врозь/вместе. "Вместе" - это когда мы в одном месте. Физически ли, душой ли. (Опять же Райхенбах: Джон стоит внизу, и движение Шерлока - не только от воздуха к земле, к устойчивому состоянию из прежнего волатильного, но и от "врозь" к "вместе".)




4. Золотое сечение. Тут можно говорить (и спорить) долго, но похоже, что если что-то делить, то приятнее и правильнее всего делить так, чтобы целое относилось к большей части ровно так же, как большая часть - к меньшей. "Плотность" зрительского внимания тяготеет именно к месту такого раздела - причём не только в пространстве, но и во времени. Соответственно, к этой волшебной точке следует привязывать самое главное. В практической части ниже - о том, что в этом месте случается в S4E2.





Завитушки такие, да.


5. Тёмное - светлое. Тёмное - "больше не" (в чёрном тонут все остальные цвета - нет места, оно полностью занято), пассивное состояние (сон/летаргия), опасность, печаль, всякая смерть, земля. Белое - наоборот. Свет и чистое небо.




6. Резкое - смазанное. Определённость, ясность, настоящее против вневременного, мутного, неопределяемого, искажённого, труднодоступного.



Все эти воспоминания о прошлом и жуткие отражения-двойники (из которых S4E1 состоит чуть менее, чем наполовину). Джон до появления Шерлока в S4E2 - мутные обрывки лица.

* * *



Практика (ура!)




У меня сердце ухнуло куда-то вниз, когда выяснилось (ещё раз спасибо medeafate из diary.ru за тщательные замеры + кучу теоретической информации), куда пришлась фокусная точка. Момент даже без линеечки совершенно! чётко видится центральным - и, судя по реакции публики, самым противоречивым в эпизоде.

С противоречивостью я не согласна. Мотив у Джона сложносочинённый:

1. Месть за Мэри, да, но. Тут больше, глубже и хуже. Чтобы не сойти с ума, Джону надо как-то закрывать внутренний разрыв между "нельзя" и "необходимо". Нельзя - тихо простить. Тем более - единственно возможному. Как оперировать грязным инструментом - нельзя. А простить - совершенно необходимо, потому что иначе всё. Пальцы разожмутся, и... конец, колодец, темь кромешная, плавали-знаем, трижды, б., плавали.

2. Острый страх потерять Шерлока здесь и сейчас - и полностью рациональная реакция на ситуацию. Солдатская реакция. *****, простите, какие синяки и ссадины получит тот, кого выталкивают из-под шквального огня. Особенно если он сам туда полез. Или скальпели хватать начал дрожащими руками. И добавить ещё за дурость. не смей умирать


Все векторы в итоге сливаются в единый, и...

...ну хорошо, мотив прозрачен. В чём тогда значимость момента-то?

Если контент-анализировать предыдущие сезоны, получится, что хранитель дистанции, часовой излишнего сближения - Джон. Редкие тактильные секундочки случаются исключительно по инициативе Шерлока. И речь не просто о тихом избегании физического контакта, а о жёстком табу у Джона, которое (показательно) слетает четырежды за всю историю их знакомства. Из четырёх раз три - моменты умирания/смерти Шерлока, их можно не считать. Шерлока можно трогать, когда его нет. we're losing you

Единственный, значит - в лицо в S3E1... но и он - за умершего. Который так и остался на асфальте у Бартса.

Значит, все четыре - про смерть.

Джон с материальным, не-небесным, не-воздушным Шерлоком, который родился после крыши, почти никак не связан. Воссоединения не произошло ни в каком смысле. Осталась тоненькая, полуистёртая ниточка, а вообще-то нет больше у Шерлока ни доктора, ни дома. Где тонко, там и...

И вот смотрите, что происходит в нашей фокусной точке. Шерлок - невменяемое торнадо. Его вращает и несёт. И это опасно - для него самого в первую очередь.








Джон двигается слева направо (позитивное/продуктивное движение из прошлого в будущее, пересекающее весь экран), и - преодолевает своё табу на контакт. В пятый - и последний - раз, который снова про то же.

we're losing you

И бьёт - остервенело, отчаянно, больно, больно, больно.

Неизбежная дезинфекция будущего болью.

Что характерно, завершается контакт перемещением Шерлока в горизонталь/нижнюю треть экрана. В состояние присутствия. Там больно, но и - смотрите - свет.

Вращение прекращается.



Что отзеркалено? От "врозь" к "вместе", из воздуха - к земле? Райхенбах.

...но бьют же! ногами!



А наворачиваются слёзы благодарности/облегчения. Сами по себе.



Он не от. Он к.

Тогда прыгать - был единственный путь Шерлока к Джону.

Теперь единственный путь Джона к Шерлоку - причинить ему физическую боль. "Wake UP!"

Я с тобой.

* * *

То, что начинается с этой боли, завершается объятием.

За минуты до - невероятно тихое и красивое происходит. Длинная-длинная визуальная перекличка между Джоном, Шерлоком и Мэри. Мэри всегда отделена от Джона - где бы он ни был, её там нет, он справа - она слева, и наоборот. Недостижимость/непоправимость. Шерлок то там, то там на экране - в основном пререкается с Джоном, иногда соглашаясь (кстати, когда Джон признаётся Мэри в измене, Шерлок - в офигении, и они с Джоном - в противоположных углах).

Мэри - та часть Джона, которая Мэри - обходит их, очерчивает (охранительный?) круг.

Чем ближе разговор к завершению, тем чаще Джон оказывается у самого левого края, буквально соскальзывая в чёрную тень. И когда ему становится совсем уж нестерпимо больно, когда подступают слёзы, Шерлок замолкает и перемещается (в кадре - физически оставаясь в кресле) туда же - далеко-далеко влево (я с тобой). И ещё раз. И ещё. У Шерлока всё так же свет за спиной - пока.





Движение навстречу друг друг они начинают, что интересно, из одной точки - справа. Оттуда, где надежда и будущее. Там наконец начинает плакать Джон, и там же поднимается с кресла Шерлок. В физическом пространстве комнаты они ещё разделены, по позиции в кадре - вместе.

С Шерлоком в кадре - не только свет, но и тепло.





Делает три шага - от своего светлого окна в темный угол экрана, к Джону, в "отрицательную" сторону. И остаётся с ним там. Как остался бы где угодно.

Джон скрыт тенью практически полностью, и у Шерлока руки по локоть в этой тьме. Но завитушка на лбу и утешающая рука - освещены. Он этот свет принёс с собой.

И тепло тоже.




Эти два момента - избиение и объятия - вдох и выдох.

Я с тобой - я с тобой.

* * *

Love is a doing word (c).

с. alientali

И, кстати, если вдруг кто-то, "укушенный Камбербэтчем",  сейчас впервые встретил никнейм alientali - вам непременно надо вот сюда. :-)
Tags: психология, сточкизренияблятьисторииискусства!, цитатник Мяо, шерлокология и камбербэтчеризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments