tjorn (tjorn) wrote,
tjorn
tjorn

Менее всего религия нужна в мире, где присутствие Бога суть будничная реальность.

Как воздух. Как вода. Как пища. Как слово или молчание.
Не нужно ничего придумывать, ничего "духовно искать", всё просто есть.
Не нужно никаких "специальных служений", сама твоя жизнь со всеми её "великими и малыми" - служение.
Каждой минутой своего бытия ты бросаешь лепту на ту или иную чашу весов. "У каждого будет свой Ронсеваль, у каждого — свой Ганелон"...
И ты это знаешь. И все это знают. И всё бытие мира суть это знание.
Именно поэтому Мир Средиземья[при общем высоком морально-этическом уровне, он совершенно безрелигиозен]при общем высоком морально-этическом уровне, он совершенно безрелигиозен

Концепция активного выбора в пользу Добра приводит нас к одной из самых своеобразных черт Среднего Мира: при общем высоком морально-этическом уровне, он совершенно безрелигиозен, В нем нет никаких божеств - ни добрых, ни злых; даже Саурон, несомненно сатанинский по характеру и функции (недаром его имя напоминает о Змее), не всемогущ и не бессмертен. Нет ни молитв, ни каких бы то ни было культовых действий: обращаясь к Огнемраку на мосту Хаазад-дум в Мориa, Гандальф говорит с ним от своего собственного имени, а не от имени какой-либо высшей силы. А обряд, выполняемый перед трапезой Фарамиром и его воинами, похож больше на акт учтивости, чем на культовый акт. Противники Саурона черпают силы для борьбы с ним в себе самих, а не в общении с каким-нибудь потусторонним миром, и это только возвышает их в наших глазах. Нет здесь и таких элементов религии, как понятие о грехе и загробном воздаянии. Система моральных ценностей настолько очевидна, что не нуждается в понятии греха, а о Загробной жизни нет даже представления. Смертны все племена в Среднем Мире, смертны даже могучие кудесники. Одни только Эльфы не умирают, но, покидая этот мир, возвращаются на свою таинственную родину, где-то далеко на Западе, за Великим Морем. По аналогии с этим можно представить, что и Люди, и Коротыши, и Карлики - все равно смотрят на смерть как на возвращение к некоему исходному состоянию, где не может быть речи ни о награде, ни о каре. Высокий этос сторонников Добра не обусловлен никакой религией; но, может быть, мир, в котором есть такое олицетворение Зла, как Саурон, и такие носители Добра, как Эльфы и Кудесники - такой мир и не нуждается в формальной религии.

Зинаида Бобырь
ИСТОРИЯ - САГА - ПОЭЗИЯ


Всё вполне просто. Ты еси Бог... ты еси Эру... ну, или - не еси... тоже имеешь право... тоже - активный выбор... каждый волен сам себе выбрать высокую белую башню... :-)

Martine Johanna
Tags: Госпожа, Толкиен, анекдоты про сектаторов, изо, цитатник Мяо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments