tjorn (tjorn) wrote,
tjorn
tjorn

О любви и смерти.

Точнее - о
[похоронах]
"Их всех объединяет позиция старшей женщины в семье и круг ответственности, стоящей за этим. И в рамках этого круга ответственности есть та, которая актуальна для всех. Это отношение к смерти и отношение к памяти. Когда женщина становится большухой — хозяйкой, она берет на себя ответственность за отношения живых и мертвых в ее семье. Она делает это, организуя поминальные трапезы и посещения могил. Поминальная практика, забота о мертвых — то, что сшивает их опыт.

В книге у нас была задача понять, каким образом женщины разных поколений выстраивают свой мир. Когда, например, появляется мир мертвых как предмет личной заботы? У людей, которые не похоронили никого близкого, отношений с миром мертвых еще нет. А вот люди, которые кого-то проводили по ту сторону, уже не боятся, они выстраивают с той стороной отношения. Поэтому отдельная глава книжки посвящена поминаниям. Поминания — это не только следование традиции, поминание — личная потребность. Когда у тебя случается опыт смерти, ты должен его как-то пережить. В деревенской культуре есть инструменты, которые позволяют человеку это сделать, и он, этот опыт, делает мудрее, открывает духовный мир. Про опыт смерти человек из деревни довольно спокойно умеет разговаривать в отличие от человека городского."

и
[свадьбах]
"Сегодня и городские, и деревенские жители имеют дело со сценариями брака и семейной жизни, сформированными очень недавно. Ожидания, которые имеются у поколения 30-летних в отношении брака, не имеют под собой никаких социальных оснований. То, что есть, — это конструкция, транслированная мамами из советских времен: «любовь навек», «брак — это счастье». «Брак — это счастье» — это вообще разработка 1959 года. В словаре Даля слово «счастье» означает «фарт, удачное стечение обстоятельств». А в послевоенных словарях появляется иное значение слова «счастье» как наивысшего удовлетворения. В 1959 году в Ленинграде открылся первый Дворец бракосочетания, который так и назывался — «Дом счастья». Вся советская конструкция брака выстраивалась по принципу: люди, создав семью, должны быть абсолютно счастливы. Но как они дальше должны жить? Нигде не было прописано. И как заниматься детьми? Не очень понятно. Поэтому дети — это такое унылое обременение для этих двух романтических прекрасных особ, которые любят друг друга в Эдемском саду. Этот сомнительный проект в полном объеме имели наши мамы, имели женщины моего поколения. Никаких вариантов — белое платье в пол, царевна на свадьбе, ожидание бесконечного счастья, и скучная жизнь между детским садом, плитой и работой....
Мужчины тоже имеют свой мелодраматический проект по поводу женщины-спутницы. Слушаем радио «Шансон»: «я пришел из дальних странствий, она всегда сидит у очага, стирает, всегда примет и все простит» — это мужской текст. И с этими текстами, мелодраматически-балладными, взрослые, вполне образованные люди входят в брак. И шансов нет никаких. Потому что мужчина ожидает, что ему будут кашу подносить, а кашу-то мама подносит. А если жена начинает подносить, то она уже не является сексуальным объектом, потому что она вошла в роль мамы. И тут происходит полное нестроение. А женщина ожидает, что ее все время на руках должны носить. Но отношения не таким образом строятся. В общем, люди ищут близости, они ее хотят, но не достигают, потому что роли настолько жестко прописаны, что из них не выпрыгнуть. Поэтому пары счастливо живут до брака, а как только они сходили в ЗАГС — начинаются проблемы, потому что запускаются сценарии, которые не ими созданы. И эта история — общая и для жителей постсоветского города, и для жителей постсоветской деревни. "

прекрасное интервью с антропологом Светланой Адоньевой читать на Горький Медиа

Tags: история, полезные ссылки, пресса, психология, семья, страна, цитатник Мяо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments