tjorn (tjorn) wrote,
tjorn
tjorn

Радио Ванахей продолжает цикл передач "Магия и Жизнь". В эфире передача "Записки психиатра".

Мой старый принцип расследования состоит в том, чтобы исключить все явно невозможные предположения.
Тогда то, что останется, является истиной, какой бы неправдоподобной она ни казалась.

"Берилловая диадема" Артур Конан Дойл

Тема сегодняшней лекции - "Одержимость с точки зрения психиатрии".
Исключаем невозможные предположения с помощь доброго доктора dpmmax . :-)
Будем, как говорит Zau Targiski, отваживать и расхолаживать клиентов. :-)
Начнём с одержимых, они, говорят, сейчас - в тренде.

Одержимость. Если отвлечься от частных красочных примеров и обобщить — то это более или менее чёткое ощущение, будто в человека вселилось что-то этакое сверхъестественное (степень идентификации зависит от того, представилось ли оно в ходе процесса, либо реципиент сам вычислил внедренца по патогномоничным признакам, либо существо смогло сохранить статус инкогнито). Вселилось — и влияет (по всё тем же ощущениям и поведению) на физиологические и психические процессы. Два ключевых слова — ощущения и сверхъестественное существо. Почему? Да потому что предъявить окружающим, кроме этих ощущений, нечего. Экспертам — тоже, ни в виде анализов и данных исследования, ни на вскрытии. Гельминты вон тоже внедряются, и ощущения вполне конкретные вызывают, и на физиологические процессы влияют — но их-то, по крайней мере, можно и обнаружить, и народу показать. А тут — форамен екс бубликум, сплошная мистика.

[Надо сказать, что во многих религиях и культах, появившихся раньше, чем были написаны Библия и Коран, одержимость считалась не только вполне обычным, но зачастую необходимым явлением]

Надо сказать, что во многих религиях и культах, появившихся раньше, чем были написаны Библия и Коран, одержимость считалась не только вполне обычным, но зачастую необходимым явлением — если, естественно, не противоречила общей линии партии жрецов. Ведь как иначе с богами говорить? Напрямую они простым смертным стараются не являться, поскольку избытком демократичности не страдают, да и лицензированных жрецов без куска хлеба оставлять было бы недальновидно. А вот подвинуть сознание жреца, чтобы использовать его, как рупор теологической пропаганды и проводника божественной воли — это запросто. Оракулы тоже действовали по схожему принципу: вдохнул натюрпродукта или воспользовался какой другой техникой, чтобы сознание подвинулось в сторонку, пустил в гости божественную сущность — и можно вещать. В дальнейшем обращение к высшим силам стало ещё более регламентированным, в эпизодах общения с потусторонним всё чаще стали усматривать ересь, нежели божественные откровения, а там и психиатры подоспели с их материалистическим взглядом на мироздание. Им и достались по наследству обязанности экзорцистов и инквизиторов — если выражаться образно, естественно.

При какой психопатологии возникает ощущение (или уверенность, если хотите) одержимости?

Истерический вариант одержимости. Он же — диссоциативный, как принято сейчас это называть. Может возникнуть у человека, в структуре личности которого имеется истерический радикал — будь он выражен просто как черта характера (помните истероидный тип акцентуации?), либо ярче, глубже и устойчивее — как истерическое расстройство личности, либо при истерическом неврозе. Истерический психоз тоже (и довольно часто) может протекать в виде идей и ощущений одержимости. Эти психопатологии имеют целый набор особенностей, не просто облегчающих возникновение одержимости, а словно приглашающие её: мол, всё готово, только вас и ждём! Это и внушаемость с гипнабельностью, и более лёгкое, чем у других людей, возникновение состояний изменённого сознания (в первую очередь транса), и снижение порога критичности при восприятии необычной информации. Кстати, именно за счёт таких истероидных товарищей и возникали в прошлом целые эпидемии одержимости: один начал, другие впечатлились и индуцировались. Опять же, в обстановке, когда общество предъявляло довольно жёсткие морально-этические и религиозные требования, подобные истерические реакции для этих людей были своего рода видоизменённой протестной реакцией — правда, расплата за неё порой была довольно суровой и горячей. И сейчас личности именно такого склада обеспечивают зрелищность сеансов массового экзорцизма в тех же монастырях.

Синдром Кандинского-Клерамбо. Из всех вариантов галлюцинаторно-бредового синдрома именно этот чаще прочих внешне выглядит и внутренне переживается, как одержимость. Почему? Да потому что, помимо бреда и галлюцинаций (которые могут быть как раз по этой теме), при этом синдроме появляются явления автоматизма: психического (когда есть ощущение, что мыслями и переживаниями кто-то управляет) и моторного (когда есть ощущение, будто управляют движениями и речью).

Ипохондрический вариант. Правда, ипохондрический невроз рассматривать не стоит: при этом варианте сила ощущений, что внутри что-то не так, что тут колет, там свербит, здесь булькает, а рядом переливается и жжёт, приобретает не только яркость и силу, но и бредовое обоснование: кто-то вселился и начинает обустраиваться, потому всё так плохо.

Депрессивный вариант. Вернее, депрессивно-бредовый. Тот случай, когда депрессия настолько сильна, что тянет за собою возникновение вторичного (то есть, не просто кристаллизовавшегося, а рождённого этой депрессией) чувственного бреда: это мне не просто так мучительно больно и тоскливо, а в наказание за мои грехи, за то что я — дурной сосуд, в котором завелась какая-то дрянь.

Культуральные синдромы. То есть, синдромы, чаще (или исключительно) встречающиеся лишь в определённой местности или у определённых народностей. Они касаются и одержимости, и колдовства, но, поскольку мы здесь и сейчас говорим об одержимости, рассмотрим лишь те, которые её касаются.

Вот, к примеру, индейцы из племени оджибуэй, что проживает в Канаде. Их беда — синдром витико (виндиго, вихтиго). Правда, отдельные несознательные исследователи полагают, что никакая это не болезнь, а просто дурной нрав и попытка оправдать свои гастрономические предпочтения, но это они со зла. Синдром проявляется, когда племени нечего есть: закончился дикий рис или забыл опрокинуться грузовик с продуктами. Реже — когда еда есть, но хочется чего-то вкусненького, но нет или нельзя. А есть хочется. Прямо до смерти. Чьей-нибудь. Аж самому страшно становится. А потом страх проходит, а на его место приходит гигантский ледяной скелетообразный демон — Витико. А он хочет есть ещё сильнее, и любой член семьи индейца для него — друг, товарищ и деликатес. К резкому изменению диеты родича семья относится без понимания и сочувствия: каннибала-любителя либо волокут к шаману (что реже), либо решают, что убить будет дешевле и надёжнее. А то — демон обуял, человечинки захотелось!

Икотка (также — икота). Чаще встречается в Пермском крае и республике Коми. Совсем не то же самое действо, возникающее в результате перераздражения диафрагмального нерва, тут всё сложнее, таинственнее и попахивает колдовством. Так что с колдунами и ведьмами у нас надо быть поосторожнее. И если вдруг в жаркий летний день предложат вам квасу из берестяного туеска — откажитесь. Мол, спасибо, мол, я как-нибудь водочкой перебьюсь. А то хлебнёте — а там уже Икотка (или как он сам назовётся) кусочком плесени сидит, на еде особой выращенный. Он бес гиперактивный: шасть — и на новое место жительства. Вон, у некоторых лет по тридцать, а то и дольше сиживал. И ладно бы просто сидел себе в животе, так нет — ему обязательно надо дать о себе знать. Не только носителю - уж тот-то появление такого гостя не пропустит — но и всем вокруг. Как? Так он же не молча сидит, он предвещает. Может, конечно, и просто выть, рычать или блеять, но чаще — что-нибудь говорит. В основном, обидное, страшное или матерное. И заставляет носителя делать то, что бес захочет. Чаще что-нибудь непотребное: винца хлопнуть (красного, поскольку белое и водка ему претят), откушать чего-нибудь несъедобного, а от мёда, чеснока, редьки, перца и полыни шарахаться как от ладана, заголиться при народе, днями просиживать в темноте — ну, бес, он и есть бес, они все с патологией характера и расстройствами влечений. Ну, и икота тоже присутствует — чаще всего с неё-то всё и начинается.

Кликушество. В настоящее время встречается не так часто, но всё же встречается на всей территории России к западу от Урала. Подавляющее большинство кликуш — женщины. Сложно сказать, отчего демоны, вызывающие кликушество, так разборчивы в гендерном вопросе — может, тому причиной особенности женской психики, а может, обычная физиология. Может, у мужиков им сидеть негде, а на том, что предлагают — неудобно... Во многом поведение демонов похоже на поведение Икотки: сидят внутри, заставляют вещать (кликушествовать) от своего имени, вытворять непотребное; будучи осенены крестным знамением или прицельным приложением кадила, падают вместе с носителем аки громом поражённые. У носителя, как правило, память на все непотребства отшибает напрочь.

Состояние «куэк-ут». Огонь, помимо бегущей воды и чужой работы, входит в список вещей, на которые можно смотреть бесконечно долго. Только не стоит делать этого слишком пристально — с ТОЙ стороны на нас тоже могут любоваться. Дух Огня — существо не только любопытное, но и, в отличие от играющего в гляделки с костром, деятельное. Почуял слабину — тут же вселился в разиню. Представляете прыжок живого огня под кожу, который начинает деловито разгуливать по новообретённому телу? В общем, Дух отжигает как может, а человек страдает — ему жжёт, ему жарко, он чувствует боль, он видит танец и страшные лики Духа Огня, он мечется, не находя себе спасения. И тут выбор небогат — или шаман, или психиатр.

взято в Экзорциста вызывали?
Tags: Такая Работа, история, новости науки, полезные ссылки, психология, тысячнеГи, цитатник Мяо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments