tjorn (tjorn) wrote,
tjorn
tjorn

Радио Ванахей продолжает цикл передач "Магия и Жизнь". В эфире передача "Записки психиатра". Часть 2

"Если у вас нет паранойи, это ещё не значит, что за вами не следят"



[При каких же психопатологиях чаще всего появляется ощущение колдовства и прочего сверхъестественного воздействия?]Оригинал взят у dpmmax в Колдовство и психиатрия

При каких же психопатологиях чаще всего появляется ощущение колдовства и прочего сверхъестественного воздействия?

Галлюцинаторно-параноидный синдром. Конечно, куда же без него. Тут и галлюцинации в виде наведённых ощущений, шёпота злых колдунов, либо услужливых подсказок — мол, пока ты тут усердно осваивал хлопок ушами, тебя уже десять раз попортили. Ну и бредовые идеи, естественно, которые всё чётко и без тени сомнения обосновывают: что соседка, ведьма проклятая, уже принесла в жертву очередную дворовую кошечку, либо о том, что у тебя у самого открылся экстрасенсорный дар страшной силы, и пора творить добро направо и налево.

Сочетание бредового и ипохондрического синдрома. В этих случаях человек «зреет» постепенно. Сначала появляются ощущения, будто соседи, супруг (супруга) или родные как-то подозрительно себя ведут, потом нарастает смутное чувство тревоги, потом появляются первые проблески догадок, что они крадут, вредят, изменяют, портят вещи — и уже позже всё становится на места: колдуют же! Волосок вон какой-то подозрительный. А вот и булавка — с виду просто обронили, но вы же понимаете... Ой, а тут как раз в боку что-то закололо...

Депрессивно-параноидый синдром. Здесь бред возникает не сам по себе, а как обоснование тяжёлого состояния, которое вызывает глубокая депрессия. Мол, не просто так мне хуже всех на свете. Это всё из-за того, что я... а дальше возможны варианты. Мало ходил в церковь, много грешил в молодости, неискренне молился богу, невнимательно читал договор купли-продажи души. В общем, теперь приходится расплачиваться. Бог отвернулся и в упор не видит, зато тёмные силы проявляют искренний интерес и злобно гнетут.

Парафренный синдром. Поскольку при этом синдроме и бред, и сопутствующие ему галлюцинаторные переживания вообще не знают границ в своей фантастичности и мощи, то и рассказать эти пациенты могут такое, что не всякий Стивен Кинг напишет. Тут и люди, при внимательном взгляде обращающиеся в животных и демонов, и полёты на орбиту и в ад, и подробное описание битвы добра с разумом, которую мы, по рассеянности своей, дружно проморгали... Ну и прямое общение с Сатаной, прогулки по воде со Спасителем, и прочая, и прочая...

Делириозный синдром. Геральдический наркологический зверёк, что является упорным и отважным делирионавтам, имеет много обличий. А если учесть, что человек и в условно нормальном состоянии готов интерпретировать события довольно необычным и неожиданным образом, то ничего удивительного, если явление чертей, котов, гномиков или боевых бурундучков получит в устах скорбного головою простое объяснение: наколдовали. А уж кто именно — не сомневайтесь, он найдёт...

Психозы при деменциях. Бабушки и дедушки вообще чаще других склонны вспоминать о колдовстве и порче. А тут к их услугам и галлюцинации, и накопившиеся обиды на родню и соседей. Так что почва благодатная, и будьте уверены — что-нибудь да вырастет.

Культуральные синдромы. Части из них мы уже коснулись, когда речь шла об одержимости. Теперь пора перечислить ряд синдромов, которые касаются колдовства и встречаются исключительно в узком этно-географическом кругу.

Синдром Дхат. Этот синдром имеет истоки в древнеиндийских трактатах, согласно которым, тело каждого человека содержит семь жизненно важных субстанций, или дхату. Если очень коротко и совсем просто — то это раса (плазма, питательная жидкость), ракта (кровь, жизненная сила), мамса (мышцы), меда (жировая ткань), астхи (кости, хрящи и связки), маджа (костный мозг и нервная ткань), а также шукра (сперма) у мужчин и артава (яйцеклетки) у женщин. Вот с шукрой-то и вышел у мужиков конфуз. Не у всех, конечно, а у тех, кто в курсе, из чего он состоит. И имеет тонкую и хлюпкую душевную организацию. Идёт он, скажем, шагает по Мумбаи, вдыхает густые ароматы родного мегаполиса, и постепенно дозревает до мысли об избавиться от лишней поллитры малы в виде мутры — мочевой пузырь-то не резиновый! Делает своё дело в один из публичных писсуаров и вдруг — полюби меня слоняка — в моче что-то мутненькое белеется! Ну, всё, подкрался ко мне далёкий северный мангуст, теперь абзац кобрёнку! Это ж из меня шукра вытекает со страшной силой! Я ж теперь без пяти минут бхута! Вот в таких тревогах, страхах и ожидании скорого погребального костра и проходят следующие месяцы жизни бедолаги — до тех пор, пока не найдётся хороший доктор или гуру. Кроме Индии, встречается в Китае, на Шри-Ланке и в государстве Тайвань.

Синдром Коро. Встречается в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии, среди малайцев, индонезийцев, китайцев и вьетнамцев. В подавляющем большинстве случаев — у мужчин (тонкая душевная организация, вы уже в курсе). Получил название от китайского «коро», что означает «голова черепахи». Черепаха при опасности делает что? Нет, не включает первую космическую скорость и не переходит на геостационарную орбиту. Она втягивает голову и лапки под защиту панциря. Там у неё бутылка рисовой водки и курительный бамбук — всё, что нужно нормальной черепахе, чтобы справиться со стрессом. Так вот, при синдроме Коро больному начинает мниться, будто его многострадальный йенг не выдержал вредностей работы и общей несправедливости мироздания, и начал усыхать и сморщиваться, и скоро плюнет на всех и спрячется вовнутрь, как черепаха. А внутри — больной совершенно точно это знает — ни бутылки рисовой водки, ни курительного бамбука. Стресс снять нечем. А раз так — йенг не только сам помрёт, но и хозяина на тот свет на себе прокатит. И тут без паники и упаднических настроений ну никак.

Синдром Па-ленг. Встречается в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Помните, у Макса Фрая был один забавный персонаж — изамонец Рулен Багдасыс, который считал, что без огромной шапки ходить категорически нельзя — мозги ветром выдует? Так вот, здесь почти то же самое. Синдром этот связан с присутствующем в местной культуре убеждением, что ветер и холод — это не просто мерзость, сопли и потенциальная возможность подхватить что-нибудь простудное. Ветер и холод могут пригасить в человеке Янь, в результате чего возобладает Инь и вылезет наружу всякая хрень. Будешь ходить весь усталый, вялый и с понурым йенгом. А потом совсем умрёшь. Поэтому надо одеваться потеплее и помногослойнее. А пот — это не неудобство, это атрибут настоящего мужчины. Можно сказать, химическое оружие. Распахнул внезапно десять одёжек — и бери избранницу, пока она в обмороке!

Синдром сусто (он же болезнь сусто, он же эспанто). Этот синдром можно встретить у жителей другого континента, среди индейцев племени кечуа в Латинской Америке. Почему только там? А потому что у нас по улицам так свободно всякие демоны, ведьмы, отнимающие душу, и злые кечуанские духи не шастают. Гопники — это пожалуйста. Отнимающие деньги и стреляющие сигареты — водятся. Совершающие с мозгом всякие противоестественные вещи — сколько угодно. А вот чтобы душу отнимать — такого непотребства у нас нет. А вот индейцы страдают. Идёт, бывало, по дороге, встретит демона или ведьму какую — и готов. Упал на землю, а душа, дура такая: нет, чтобы в пятки уйти — она в землю норовит шмыгнуть. А из земли так просто обратно не отпускают, это вам не тур за шубами с распитием «Метаксы» прямо в цеху пошива. А без души настоящему индейцу туго: он страдает, он не ест, он плохо спит, худеет и слабеет. И всё ждёт скорой смерти. Приходится идти к шаману, чтобы тот набил трубку, забил стрелку и договорился с землёй-матушкой, почём обратно можно душу получить.

Синдром укамаиринек. Этот синдром встречается преимущественно среди народов Крайнего Севера, где ночи не просто длинные — полярные, а рассказы шаманов впечатлили бы самого Стивена Кинга до степени невозможности выйти в туалет. Нет-нет, оленя с его страстью к солёному снегу можно просто громко послать в тундру, а вот всяких душекрадов так не пугнёшь. Опять же ветер, что словно выдувает из тебя душу. Опять же, почти космический холод, что норовит забрать её же, вместе с теплом. И этот тяжёлый сон в духоте и среди мечущихся огненных бликов, причём ложиться было пора не потому, что стемнело — стемнело с месяц тому как — просто пора на часов семь отключиться. Словом, обстановка очень располагает к тому, что, проснувшись однажды (чуть не сказал — поутру) от какого-то запаха или шума, вдруг осознаёшь, что ЭТО произошло. Души-то нет. А вместо неё — или сосущая пустота, или уже поселился кто-то другой, чужой, непрошенный и враждебный. И чего-то там себе шебуршится, в рамках открытия сезона гнездования и освоения нового тела. Страшно? Ещё бы! До полного паралича, до чёткого ощущения либо чужого присутствия, либо до слышимого лёгкого шороха собственной улепётывающей души.

Состояние «кэм-бэзган». Есть у сибирских татар твёрдая убеждённость, что шаманские вещи брать нельзя. Ну, то есть, брать чужое вообще нехорошо, а шаманское — вдобавок, ещё и смертельно опасно. У них даже бубен на особом противоугоне. А любопытство так и разбирает. Тронул — ничего, в бубен не прилетело. Постучал, побренчал — током не бьёт, сирена не воет. Зато потом... Потом приходит страх, подавленное состояние и понимание того, что противоугон-то был шаманский. Лучше бы сразу убило, на месте. А так — слабость какая-то, да и потенция куда-то подевалась. А ещё — твёрдое понимание неотвратимости кирдыка, только непонятно, каким он будет — сразу ли всё случится, вроде несчастного случая, или же сначала будет тяжёлая продолжительная болезнь.
Tags: Такая Работа, история, новости науки, полезные ссылки, психология, тысячнеГи, цитатник Мяо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments