tjorn (tjorn) wrote,
tjorn
tjorn

Немного психологии перед ужином. :-)

Огромное спасибо sheramankry за публикацию Мета-навыки

"Сначала я процитирую Эми Минделл, к-рой и принадлежит концепция "мета-навыков", описанная ею в книге "Психотерапия как духовная практика":

"В повседневной жизни и работе психотерапевта проявляются его глубокие духовные качества, убеждения, верования и принципы. Эта книга посвящена тому, как чувства, чувственные качества терапевта выражают его фундаментальные взгляды на жизнь. Такие отношения пронизывают и формируют все известные нам терапевтические техники. Обобщая это, я поднимаю сущностные, глубинные чувства терапевта до уровня “навыков”, которые можно и должно изучать и развивать. Я называю их “метанавыками". По сути говоря, эта книга — о духовном искусстве терапии.
      Когда вы имеете дело с едва уловимым чувственным уровнем своей работы, вы вовлекаетесь в некую духовную, творческую реальность. Вы превращаете свои самые глубокие убеждения и верования в жизненную реальность тогда, когда жизнь и терапия становятся творческим, загадочным и даже навевающим страх опытом. Постижение метанавыков сводит воедино землю с небом: терапию и повседневную жизнь
."

Если попытаться совсем кратко описать суть, то заключается она в том, что люди "хелперских" профессий - учителя, психотерапевты, врачи, волонтёры, а часто и те руководители, что являются лидерами - работают "самими собой". Поэтому перечисленные ниже навыки важны во всех практиках коммуникации с людьми.
[Итак, мета-навыки:]

Итак, мета-навыки:

1. "Мусоро-переработка". "Мусор" - это то, что мы обычно выкидываем из своего повседневного внимания, считая его незаслуживающим этого внимания, наших сил. Неприятные моменты, к-рые мы хотим удалить из жизни - навык состоит в том, чтобы делать это удаление более осознанным, не теряя те крупиц (или даже не крупиц) ресурса и новых знаний, к-рые могут быть утеряны, вместе с "мусором". Это работа с Тенью и краевыми переживаниями.

2. "Дорога из хлебных крошек" - тренировка "второго внимания", отслеживание тех неконгруэнтностей, к-рые вылезают в процессе коммуникации (рассказа клиента, например). Наблюдательность.

3. "Рыбалка" - состояние осознанной расфокусированности, умения себя расширять, задавая те вопросы, к-рые всплывают как бы "сами", задавать один за другим.

4. "Поклёвка" - когда в ответ на эти вопросы происходит какой-то сдвиг в эмоциональном и/или телесном состоянии клиента - этот момент важно не упустить.

5. "Подсечка" - очень важно наблюдать и отмечать вторичный процесс клиента (собеседника), обратить внимание на то, что происходит с человеком помимо того, что он говорит вслух (это как раз про те самые "слои" коммуникации, про к-рые я писал вчера)

6. "Шаман-Учёный". Часто клиент не может войти в те переживания, к-рые для него "за гранью", и тогда психотерапевт берёт это на себя, спросив клиента "Можно прожить этот процесс за вас?" (это как бы "шаманская" часть), а затем, поняв, что там за процесс, объсняет его клиенту с научной/психологической точки зрения (переключение в "Учёного").

7. "Взрослый-Ребёнок" - надо уметь играть, выпускать своего Внутреннего Ребёнка, чтобы облегчить такой же "выход наружу" для Ребёнка клиента (собеседника), но когда Внутренний Ребёнок клиента показывается - то терапевт становится принимающим Взрослым, к-рый контейнирует травму или просто создаёт ощущение безопасности взаимодействия.

sheramankry

Почему-то мне остро захотелось добавить пост-скриптум эту гифку... :-)

Tags: Такая Работа, важное, книги, психология, цитатник Мяо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments