tjorn (tjorn) wrote,
tjorn
tjorn

"А что это за девочка, и где она живёт?.."

Иногда Мироздание подкидывает мне крупные и красивые примеры того, как, всё ж таки, ограничена "сумма знаний и представлений" живого человека... страной проживания, спецификой образования и воспитания, социальной средой "здесь и сейчас"...

Вот, оказывается, по версии аукциона "Кристи" (солидные люди, не грех и поверить) самой "растиражированной" в иллюстрациях и разного рода копиях картиной в мире является аллегорическое полотно "Рассвет" американского художника Максфилда Пэрриша.

Симпатично. Очень даже.



Но... не поверите, я сегодня впервые узнала о существовании этого произведения искусства.
[И это - не потому, что я совсем уж - тундра не огороженная. :-)]И это - не потому, что я совсем уж - тундра не огороженная. Просто такая статистика образовалась по той простой причине, что "В 1925 году одна из каждых четырех семей в Соединенных Штатах была обладательницей копии картины Пэрриша в своей гостиной".

Т.е. "Рассвет" для США - как "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" для России. Внутри страны картина - "на каждом втором столбе", но за пределами "исторической родины"... В отличие от авторов и полотен, известных во всём мире, так или иначе.

Ну и - да, в США это был не вопрос сугубо эстетики и просвещения, но и вопрос моды и "культурной идеологии". Потому - не по 10 репродукций 10 разных картин Передвижников, а 100 - одной конкретной картины.
Которая - одновременно и Красота, и Мораль, и Мода. :-)
И "должна быть у каждой современной девушки!". ;-)

Примерно такая синергия была со "Светочем Мира", но

  1. "Светоч" появился в 1854, когда таких широчайших возможностей для массового копирования ещё не было (но и тогда картина собрала аншлаг во время турне в 1904 году)

  2. Скажем прямо, для США "ревущих 20-х" "Светоч" был бы уже совсем не в кассу. :-) А вот "Рассвет" был очень точно "пошит" и к месту, и ко времени, и к "пользователю". "Одной из самых важных особенностей Пэрриша была его способность определить, чем он может пленить американскую общественность. В «Рассвете» Максфилд Пэрриш смешал современные ему и подчёркнуто архаичные элементы с атмосферой театра, чтобы создать эффектную композицию, в которой одновременно присутствуют буйная фантазия и доступность для американских обывателей." Это вам не пропаганда и морализаторство тех же Передвижников, товарищи, это - user-friendly и fan service! ;-)


В общем, всё понятно, но полюбоваться не мешает.
Тем более, что из двух картин, далее следующих по оценке "Кристи", одну я вообще за картину не считаю. Уорхол - это не искусство, Уорхол - это идеология и маркетинг. :-)
А одной "Тайной вечерей" сыт не будешь. ;-))))
Tags: изо, новости науки, полезные ссылки, сточкизренияблятьисторииискусства!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments