tjorn (tjorn) wrote,
tjorn
tjorn

XXIV Международный кинофестиваль «Фестиваль Фестивалей». «Поездка к матери».

Почему-то он вспомнил, как пятнадцать лет назад на Цифэе Горбовский прощался со своей матерью. Горбовский и Бадер уходили к Трансплутону. Это очень печальный момент – прощание с родными перед космическим рейсом. Бадеру показалось, что Горбовский простился с матерью очень небрежно. Как капитан корабля – тогда он был капитаном корабля – Бадер счел своим долгом сделать Горбовскому внушение. «В такой печальный момент, – сказал он строго, но мягко, – ваше сердце должно было биться в унисон с сердцем вашей матушки. Высокая добродетель каждого человека состоит в том, что…» Горбовский слушал молча, а когда Бадер закончил выговор, сказал странным голосом: «Август, а у вас есть мама?» Да, он так и сказал: «мама». Не мать, не муттер, но – мама.

"Полдень, XXII век" братья Стругацкие

У нас у всех есть мама.
И все мы живём в сознании этого факта. Который воспринимаем, как некую данность. Не взирая на то, что есть и другой факт, который тоже  - данность, но о котором большинство из нас не особо задумывается, пока мы не оказываемся с этим фактом лицом к лицу. Точнее - пока нас не впечатывает этим самым лицом в этот самый факт, как в капитальную стену.
Факт этот состоит в том, что, чаще всего, мы переживаем своих матерей.
А это означает, что то, что у всех нас есть мама - явление сугубо временное. И большинство из нас однажды окажется перед необходимостью как-то жить после того, как это временное явление закончится.
Вот этой данности, о которой мы, как правило, не задумываемся "до того, как", и посвящён, прежде всего, прекрасный фильм Михаила Косырева-Нестерова "Поездка к матери" (Journey to the Mother).

[Трейлер фильма.]

[А ещё это - кино о том...]А ещё это - кино о том, как можно быть очевидно разными и невероятно родными и близкими друг другу людьми, будучи детьми разных народов, но одной матери. Как можно говорить друг с другом буквально на разных языках, и понимать друг друга, потому, что некая, очень важная, очень "основная" часть двух разных людей принадлежит одному нерушимому основанию. И о том, как обрушивается это понимание на людей именно в тот момент, когда это самое основание внезапно ускользает из их жизни.

И о том, как по-разному чувствуются и проживаются людьми разных культур самые, казалось бы, общечеловеческие вещи - жизнь, смерть, любовь, боль, ярость, смятение и воля к сопротивлению. Только обретение гармонии и покоя приходит ко всем одинаково, как Бог и рассвет над морем.
И о том, какие мы, русские, всё ж таки, "плотные" люди. Как тесно, жарко, плотно, увесисто мы чувствуем и живём. Какой "слишком острой иголкой" мы "пришиты" к тем, кого любим и в ком нуждаемся. И как бесценны и невыносимы мы можем быть в этом своём "загадочном" свойстве "русской души".
И о том, что в отношениях родных и близких людей "перемена мест" сама по себе, в сущности, ничего не меняет. И, когда даже совсем большой мальчик едет навестить свою маму в деревне, совершенно не важно, в сущности, где находится эта деревня, и на каком языке говорит женщина, приносящая по утрам свежее молоко.
И о том, что для наших матерей мы никогда не вырастаем до конца. И - не только в их, но и в своих головах и душах.
И о том, что матери окончательно умирают только вместе со смертью своих детей.


Словом, весьма осмысленное и прекрасное кино, настоятельно рекомендую всем, кто любит фильмы в бессмертном жанре "невыносимая лёгкость бытия". А вот преданным почитателям блокбастеров можно не беспокоиться. Фильм - яркий пример того, что я называю "вообще не блокбастер". Понимаете? Есть блокбастеры, есть "анти-блокбастеры" (это всякое, так называемое, "альтернативное интеллектуальное кино", которое словно снято именно за тем, что бы показательно нарушить все каноны и правила блокбастера). А есть фильмы, которые в эту почтенную игру вообще не играют.
Ну, вот "Поездка к матери" - именно из числа последних. Не смотря на отличную режиссёрскую и операторскую работу, прекрасных актёров, картинные виды побережья Прованса и несомненную "хорошую темперированность" развития сюжета.
Словом, если вам нравятся фильмы без "морали", но - со смыслом, я искренне рекомендую воспользоваться возможность, предоставляемую проходящим сейчас в Санкт-Петербурге XXIV Международным кинофестивалем «Фестиваль Фестивалей».

Фестиваль продлится до 30 июня.
Расписание показа фильмов на трёх площадках (киноцентр "Родина" на Караванной, Hotel Indigo на Чайковского и кинотеатр "Чайка" на Купчинской) - здесь.

Я от себя лично выражаю большую благодарность за встречу с этим фильмом организаторам "Фестиваля Фестивалей" и сообществу spbblog.
Следующим номером моей фестивальной программы будет просмотр в понедельник, 27.06., в кинотеатре "Чайка" фильма "Путина" режиссёра Валерия Огородникова.
Кстати, в кинотеатре "Чайка" вход  на просмотр фестивальных фильмов свободный (по заверениям администратора вчерашнего показа "Поездки к матери").

Tags: Питер, ахтунг, кино, культпоход, типаблогер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments